Главная » Статьи » Советы психолога » Советы |
Застенчивость: польза или вред. «Для того, чтобы нормально расти и развиваться, молодому человеку необходимо доверять окружающему его миру. Чувство защищенности дает развиваться гибкости мышления, аналитическим способностям, допускает более высокую степень свободы. В результате этого, ребенок оказывается готовым ко встрече с любой нетипичной ситуацией. …тепло и понимание учителей помогают ребенку делить с другими место под солнцем, игрушки, внимание и привязанности, получать радость и удовольствие от общения с другими детьми.» (каталог, Большая детская школа) Это описание идеальных дома и школы, в которых маленький ребенок защищен от возникновения каких-либо комплексов. Всем детям необходимо чувство веры. Им нужно знать, что их дом – нежный, что это место, где ценят их личные достоинства, где уважают их точку зрения, где любят именно их и признают их уникальность. Школа и дом должны защищать от страха, а не быть источником сомнений в собственных силах. Порой, школа усугубляет проблему застенчивости учеников. Застенчивые дети в классе боятся бегать. Когда они отвечают на вопросы, их скучно слушать, а ответом являются часто слова: «Не знаю». Они боятся громко говорить, открыто высказывать свое мнение и, в общем, боятся сделать ошибку. Обычно они стоят у стенки и ждут, когда кто-нибудь позовет их играть. Если этого не происходит, они могут слоняться среди играющих детей. Застенчивые дети много времени проводят сидя, меньше бродят и говорят с другими детьми. Они подчиняются порядку и реже бывают недисциплинированными. Такие дети редко участвуют в специальных заданиях, таких как замещение учителя. Они получают меньше общественных наград и меньше замечаний. Так же, как и родители, общество и институты придают особое значение уровню образования детей, и дети чувствуют себя неуверенными и менее способными радоваться жизни. Неумение попросить помощи - одно из наиболее серьезных проявлений застенчивости. Что дает учителю присутствие в классе застенчивых детей? Конечно они не кричат, не мешают проведению урока, и их можно считать «непроблемными» детьми. С другой стороны, представьте, как чувствует себя учитель, говорящий в пустоту, когда дети не задают наводящих вопросов, у них не разгораются глаза…Полюбить таких детей определенно трудно. Еще более точно, застенчивые дети не привлекают внимание учителя, теряется связь между учителем и учеником, а вместе с ней и возможность помощи со стороны учителя. Опытным путем психологи попытались ответить на вопрос: влияет ли страх, вызванный застенчивостью, на концентрацию внимания и память? Оказалось, возникает страх: сначала застенчивые не воспринимают в полном объеме всю информацию, затем муки застенчивости парализуют память и искажается восприятие. Так откуда берется застенчивость и можно ли с нею что-то сделать??? Долгое время психологами признавалась теория З.Фрейда, полагавшая, что застенчивость передается из поколения в поколение. Т.е. вина возлагалась на гены родителей, переходящие по наследству к ни в чем не повинному потомству. Существующая аргументация данной теории не только безнадежно устарела, она принесла и немало вреда – из-за нее многие застенчивые люди отказывались от всяких попыток преодолеть свою стеснительность. Современные бихевиористы говоря, что застенчивость – это закрепившаяся фобическая реакция на социальные события. Из каких же предпосылок может сложиться это закрепление? - предшествовавший негативный опыт в общении с людьми; - отсутствие «правильных» социальных навыков; - беспокойство о правильности своего поведения; - признание собственной неполноценности… Любопытно, что присущая застенчивому человеку пассивность может быть результатом устоявшейся реакции на засилье в нашей жизни телевидения. Так как общение с персонажами на экране ограничено переключением каналов в надежде избежать набившей оскомину рекламы, наше взращенное на сериалах и боевиках поколение давно усвоило, что их герои как бы берут на себя всю эмоциональную нагрузку: один качает за нас права, другой произносит пламенные речи, а третий то попадает в затруднительные положения, то выпутывается из них. Если застенчивость – следствие усвоения «неверных» правил общения с другими людьми, то она должна устраниться после «закрепления» верных реакций и навыков. С этой точки зрения именно поведение страдающего застенчивостью человека является причиной его стеснительности. А раз такому поведению учатся, от него можно и отучиться, точно так же, как от любой привычки или фобии, например, боязни змей. | |
Просмотров: 924 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |